Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков.

По результатам исследований в компьютерные игры играют около 90% старшеклассников и около 40% студентов вузов. (Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009)

Хорошо или плохо, когда дети и подростки играют в компьютерные игры? В целом, ничего особо хорошего в этом нет. Пользы компьютерные игры не приносят, в отличие от развивающих и познавательных интернет-ресурсов. Но если ребенок играет в компьютерные игры умеренно, то и ничего страшного тоже нет.

Но зависимость от компьютерных игр - это уже болезнь. Справиться с ней без помощи специалиста бывает трудно.

Основные признаки компьютерной игровой зависимости:
  • Неспособность контролировать время, проводимое за компьютерной игрой.
  • Навязчивое желание играть.
  • Постоянные мысли об игре.
  • Подъем настроения при принятии решения поиграть.
  • Раздражительность и снижение настроения при ограничении игровой деятельности.  
Компьютерная игровая зависимость не возникает у детей внезапно. К сожалению, взрослые часто не обращают внимания на признаки ее появления. Более того, бывают случаи, когда родители сами способствуют ее формированию, приучая ребенка к компьютерным играм с раннего возраста. Подталкивают его к тому, чтобы стать геймером.

Кто такой ребенок геймер?
 
Отрывок из книги В.В.Козлов, Н.Н.Фетискин «Трудные дети», М.2017 
 
Дети кибер-геймеры
 
«В настоящее время к геймерам относят лиц, играющих  в видеоигры или проводящих за ними много времени.
Геймеры относятся к числу лиц, зависимых от компьютерных игр.
Ребенок-геймер часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или со­здавая для себя собственную виртуальную Вселенную.


Компьютерные игры для геймера – это возможность сконструировать свой мир, желаемый ему в данный момент и созвучный мыслям или настроению. Геймер в своей виртуальной реальности – и герой, и творец, ему просто нет равных. Поэтому геймеру трудно отрываться  от этой насыщенной жизни, где сегодня он всадник на ретивом коне, а не «всадник без головы». Ему незачем подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то, что сейчас дома он неудачник. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть», даже пусть только лишь для тебя.


В виртуальной реальности для геймера  все задачи  решаемы в одночасье без помощи, если будет ошибка – исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы даешь, и сам их выполняешь, и ответственен сам за себя. Хочешь – делаешь, не хочешь – нет.


Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных компьютерных игр. А они, как известно, бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд; зато очень полезными, например образовательными или развивающими. Так, например, мальчиков-геймеров больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить триумф победителя. А девочкам больше нравятся игры-квесты, так называемые логические игры. Но самые привлекательные для большинства детей и подростков – это RРС – игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Однако, по мнению А. Баркан, самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацикливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только лишь в виртуальной реальности. Но если вдруг эту игру геймеры  потом попытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и переусердствовать в актуализации, накопленной  виртуальной жестокости и проявляемой по игровым  компьютерным шаблонам. Из этого нетрудно сделать вывод о том, что жестокие игры – это своеобразный провоцирующий фактор «дремлющей» агрессивности ребенка.  Подтверждением сказанного могут служить данные о прямой связи между виртуальным и реальным насилием, а также о стимуляции компьютерных игр с элементами насилия на агрессивность поведения человека в конфликтных ситуациях. А переполненный ежедневной игровой агрессией геймер-ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее единственно знакомый ему выход – физическую силу со всеми вы­текающими из этого последствиями. Киберигры программируют мышление и поведение на физическую агрессию, на уничтожение врага, подобно супергерою, поощряя юного геймера различными психологическими бонусами.


Отмечая пагубность последствий киберигр на личностные особенности геймера, необходимо отметить, что киберигровая зависимость геймера неравнозначна наркотической зависимости, т.к. в первом случае задействованы другие участки мозга.


Вместе с тем длительное  «зависание» геймера над экраном монитора способствует перевозбуждению нервной системы, они плохо спят, доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение, тормозится деятельность интеллекта. Некоторые авторы, как, например, Тохоку, объясняет агрессивность геймеров недоразвитостью лобных долей мозга, отвечающих за программирование поведения и контроль эмоций.


Несмотря на доводы сторонников киберигр  и их производителей о безвредности виртуально-сказочной жестокости, агрессивности, насилия, они, вместе с тем, не отрицают и того, «что только 10-15% геймеров совершают жестокие антисоциальные поступки, а для основной массы детей – это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него каких-то отягощенных последствий»  (А. Баркан, 2010. – С. 125).
В заключение отметим, что мальчики в два раза больше тратят времени на киберигры, в отличие от девочек.


Причем мальчиков больше всего привлекают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше всего логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее – «бой­цовские». Так что компьютерная зависимость развивается чаще у маль­чиков. Родителям же важно помнить, что, поощряя киберигры своих детей и особенно жестокие  компьютерные, ценой или расплатой за эти игры может явиться не только здоровье ребенка-геймера (соматические нарушения в виде  искривления позвоночника, осанки, ожирения от  машинального поглощения чипсов и пицц во время игр, повышения общей утомляемости, снижения остроты зрения и др.), но и сужения познавательных интересов и  «заклинивание» ребенка на играх с насилием, покушением на жизнь людей.


Эта латентная смесь виртуальных замыслов с живой реальностью может актуализироваться по предположению А.Г. Асмолова в виде «синдрома Вельда», ассоциированного на основе одного из рассказов американского фантаста Рея Брэдбери. Краткая суть этого синдрома такова. Герои Р. Брэдбери  жили в компьютеризированном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реально­сти создавался эффект присутствия ребенка в прайде африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и роди­телей почему-то вдруг стали беспокоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда, на­конец, нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные, любимые дети заманили их тут же к себе, в иг­ровую... В игровую, где вдруг виртуальные львы превратились в ре­альных и, сойдя с экранов, бросились на родителей. Лишь теперь только стало понятно родителям, чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня.
В связи с этим вполне справедливы предупреждения о том, что родители не должны допустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого «почетного» ранга геймеров».


Все ли дети и подростки одинаково склонны к компьютерной игровой зависимости? 


Как и в случае любой зависимости есть предрасположенные к ней люди, а есть достаточно устойчивые. Точно так же как к алкоголизму. Подчеркиваем, что речь идет именно о возникновении зависимости от компьютерных игр, как у алкоголика от  алкоголя или наркомана от наркотиков.


Склонность к компьютерной зависимости обладают примерно 10% людей.


Самая рискованная возрастная группа - 12-15 лет. В этом возрасте чаще всего начинает формироваться зависимость от компьютерных игр.


Вред зависимости детей и подростков от компьютерных игр доказывать не надо. Здесь все очевидно. Главное – это отрыв от реальности, погружение в виртуальный мир, который подменяет собой настоящий, утрата или препятствие формированию навыков реального взаимодействия с окружающими.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков никогда не возникает без причин. 

Причем иногда родители прямо подталкивают их в этом направлении, начиная с раннего возраста. Например, маленькому ребенку, чтобы не заниматься им, дают в руки планшет с играми, заменяя тем самым непосредственное с ним общение или игру.

Многочисленные исследования показывают, что формированию зависимого поведения, в т.ч. и игровой компьютерной зависимости способствует недостаток общения, эмоциональной близости, взаимопонимания и частые конфликты в семье.


Нередко бывает, что  злоупотребление компьютерными играми у подростков ведет к еще большему увеличению их конфликтов с родителями. Получается замкнутый круг.


Как же помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости?


Если ее степень велика, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Но в любом случае, основное, что могут сделать родители и другие взрослые, окружающие ребенка, это установить с ним контакт через общение.


Никакие лекции, нотации или силовые методы, например, лишение компьютера не помогут. Может стать только хуже.


Первое, с чего необходимо начать, это понять причины, подталкивающие ребенка к жизни в виртуальной реальности. Сделать это без доверительных взаимоотношений невозможно.
Кстати, ничего плохого не случится, если взрослые проявят интерес к компьютерной игре, в которой «зависает» их ребенок. Попытаются понять, что его в ней привлекает, через обсуждение игры попытаются установить контакт.


Поняв причины, мы можем предложить ребенку или подростку способы заменить компьютерные игры чем-то в реальной жизни. Это могут быть кружки или курсы, спортивная секция, какие-то совместные мероприятия, в конце концов, просто общение на интересные темы. Но главное – это создание психологически безопасной атмосферы общения в семье. 


И помните, что любая зависимость – это болезнь, которая не проходит быстро, ее лечение требует времени, усилий и настойчивости. А в возникновении игровой компьютерной зависимости у детей чаще всего виноваты взрослые. Так стоит ли обвинять детей в этом случае?


Как и в избавлении от любой зависимости неизбежен период болезненной «ломки», который необходимо пережить. И здесь ребенку как никогда важна поддержка окружающих его взрослых, прежде всего родителей.  


Ограничивать время, проводимое ребенком за компьютерными играми, надо постепенно, обязательно предлагая что-то взамен. Этот «заместитель» компьютерной игры должен вызывать у ребенка положительные эмоции.


Но самый лучший способ борьбы - это профилактика. Мы живем в компьютерном мире и чем дальше, тем больше IT технологии будут нами использоваться, влиять на нашу деятельность и жизнь в целом.

Родители могут уже с раннего возраста помогать ребенку воспринимать компьютер, как источник новых знаний и инструмент, с помощь которого можно создавать интересные вещи. Особенно если они это будут делать в виде совместной с ним деятельности. В этом случае решается задача общения с ребенком и обучения его работы с современными информационными технологиями.  

Источники.
 Пережогин Л.О. «Зависимости от Интернета и компьютерных игр в детской психиатрической практике»
Козлов В.В, Фетискин Н.Н. «Трудные дети», М.2017

 
Титова В.В.  «Компьютерная зависимость: механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике».  Журнал «Теория и практика психотерапии» 2015, №1


 Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009.- С.28-32


Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. [et al.] // Journal of Affective Disorders. – 2000. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.


The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen [et al.] // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика